Лариса Ефимовна Шепитько была одним из лучших режиссеров своего времени, практически все ее картины удостаивались наград на международных фестивалях. Это были преимущественно драмы. Лариса погибла в автомобильной аварии во время работы над фильмом «Матёра» 2 июля 1979 года. Ей шел 42 год. Ее похоронили на Кунцевском кладбище.
Содержание
Удивительная судьба и твердый характер этой женщины не могут оставить никого равнодушными по сей день. Каждая её работа в качестве режиссера или сценариста была уникальна, становилась подлинным шедевром экранного искусства. Она отдавала работе всю себя и даже чуть больше. Именно с этим её качеством связана причина смерти Ларисы Шепитько. Режиссер погибла, работая над очередным фильмом.
Дата и причины смерти
Лариса Шепитько погибла 2 июля 1979 года на 42-ом году жизни. Жизнь талантливого режиссера и сценариста унесла случайная и глупая авария на шоссе. Незадолго до смерти Шепитько приступила к работе над картиной «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Сюжет повествует о деревне, которая должна быть расселена и затоплена по случаю строительства ГЭС. Поэтому съемки нового фильма решено было проводить на озере Селигер.
Киноэкспедиция к месту съемочного процесса была запланирована заранее. Небольшая съемочная группа выехала ранним утром на служебном автомобиле «Волга». Дорога была безлюдна, все пассажиры спали. Шофер тоже заснул. На огромной скорости Волга врезалась в неожиданно появившийся на дороге грузовик. Все члены съемочной группы, включая саму Ларису Шепитько, погибли на месте.
Где похоронена Лариса Шепитько
Трагедия была внезапной для всех, кроме, пожалуй, самой Шепитько. Знакомые говорили, что свой уход женщина предчувствовала. Она вообще глубоко верила в существование знаков, судьбы, в мистическую природу жизни и провидение. Говорят, незадолго до смерти во время поездки в Болгарию Лариса посетила известную провидицу Вангу. Та предсказала ей смерть в автокатастрофе в самое ближайшее время.
Как бы то ни было, смерть режиссера стала большим ударом для её родных, коллег, да и для всего советского киноискусства в целом. Начатый проект «Матёра» закончил за неё супруг Элем Климов. Он посвятил картину жене и изменил рабочее название на «Прощание».
Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище, считающимся одним из самых старых в Москве. На её могиле установлен памятник из гранита: молодая красивая и сильная женщина во весь рост. Именно такой Лариса была на протяжении всей своей недолгой, но очень богатой жизни.
Юность и учеба
Лариса Шепитько уроженка Донецкой области. Она появилась на свет 6 января 1938 года в городке Артемовск. Росла она вместе с двумя другими детьми на попечении одной только матери. Родители Ларисы развелись и об отце будущего режиссера известно только его имя – Ефим Шепитько. Мать Ефросинья Ткач имела педагогическое образование и работала учительницей.
После войны семья перебралась в город Львов, где Ефросинья устроилась преподавать в местной школе. Там же получила среднее образование и Лариса. Именно на улицах Львова девушка впервые стала свидетелем съемочного процесса. Однажды она случайно попала на место проведения съемок фильма «Овод». Как зачарованная она наблюдала за процессом рождения будущей картинки кино. Но смотрела Лариса не на актеров и не на операторов. Она была зачарована действиями главного распорядителя этого волшебства – режиссера. Именно в этот день решилась судьба молодой девушки. Решилась для неё самой. Всем остальным ей ещё предстояло доказать, что она достойна такой судьбы.
В 1954 году в 16 лет она отправилась в Москву с одной только целью – поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Поддержки в своем решении Шепитько не нашла ни у кого. Мать посчитала это баловством, а приемная комиссия посоветовала попробоваться на актрису. Но Лариса твердо стояла на своем. Очевидно, именно твердость намерения и характера подкупили педагогов. Шепитько была принята.
Учась на откровенно мужскую профессию, она делала успехи и поражала всех нестандартностью своих взглядов. С первых же режиссёрских ещё студенческих курсовых работ стал ясен истинный талант этой юной девушки.
Большое кино
Дипломная работа Шепитько была снята в 1963 году по повести Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм назывался «Зной» и снимался в Киргизии в порой нечеловеческих условиях, о чем говорит само название картины. Эта лента принесла 24-летней Ларисе сразу две престижные награды: премию международного кинофестиваля в Чехословакии и Первого Всесоюзного кинофестиваля. Небывалый успех для вчерашней студентки.
Коньком не по годам твердой и глубокомысленной Шепитько стали именно драматические картины. И тогда, и сейчас понятно, что она снимала кино не для масс, как бы сейчас сказали, не для широкого экрана. Это были именно фестивальные картины.
Второй фильм Шепитько вышел на экраны в 1966 году. Он назывался «Крылья» и рассказывал о судьбе военной летчицы Надежды Петрухиной после окончания войны. Эта картина тоже имела большой успех у зрителей и среди профессиональный ценителей кино. Исполнительница главной роли Майя Булгакова была признана актрисой года. «Крылья» были представлены на суд международных критиков в Париже, где фильм получил высокие профессиональные оценки. Ещё больший успех имела в межнациональном киносообществе сама Лариса Шепитько. В ней, наконец, увидели не просто красивую подающую надежды девушку, а профессионала.
Популярность
Порой высказывания режиссера были слишком откровенны для её эпохи. Например, фильм «Родина электричества», снятый в 1967 году, цензура на экраны не пропустила. Картина увидела свет лишь 20 лет спустя, уже после гибели Шепитько. В 1969 Лариса впервые работала с цветной пленкой и в новом для себя жанре. Она снимала новогоднюю музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи». В съемках приняли участие ведущие артисты: Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Зиновий Гердт и многие другие.
Подлинная народная любовь и популярность пришла к режиссеру после выхода на экраны фильма «Ты и я» – картины, сюжет которой понятен каждому, но не лишен присущего для Шепитько глубокого смысла. За эту работу она получила медаль Венецианского международного кинофестиваля.
Закрепил успех и триумф женщины-режиссера культовый фильм «Восхождение», работа над которым продолжалась не один год. Критики и заслуженные мэтры кино очень высоко отзывались об очередном шедевре Шепитько. «Восхождение» взял сразу три престижнейших награды:
- Гран-при Международного Берлинского кинофестиваля;
- Всесоюзного кинофестиваля в Риге;
- Международной федерации кинопрессы.
Лариса Ефимовна была приглашена в жюри берлинского кинофестиваля и получила звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Личная жизнь
Со своим будущим мужем Элемом Климовым Лариса познакомилась, будучи студенткой ВГИКа. Элем тоже успешно стартовал в режиссерской карьере. Его дипломным проектом стал культовый комедийный фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Это была очень эффектная пара: красивые, молодые талантливые, способные часами и сутками говорить об общей страсти – кино. Супругов роднило очень многое. В 1973 году в семье появился сын Антон.
Антону было всего 6 лет, когда Лариса Шепитько умерла. После гибели любимой супруги Элем Германович больше не был женат.
Подтверждаю. Так бывает. Давайте обсудим этот вопрос.