Фотограф Уильям Юджин Смит умер в возрасте 59 лет (15 октября 1978 г.), причиной стал инсульт из-за употребления психоактивных веществ.
Дата и причины смерти
Уильям Юджин Смит (William Eugene Smith) – легендарный фотограф, известный документалист, один из основателей жанра «субъективной фотографии». Классик оставил после себя удивительное наследие, создав уникальный стиль: на стыке искусства и документалистики. Умер 15 октября 1978 г., в возрасте 59 лет, причина смерти – инсульт на фоне употребления психоактивных веществ.
Где похоронен
После смерти автор был кремирован, прах великого фотографа развеяли на сельском кладбище Крам-Элбоу, в нью-йоркском Гайд-парке.
Бен Мэддоу:
«Делать не что иное, как записывать с помощью слов и фотографий состояние человека. Никто не мог действительно преуспеть в такой работе, но Смит почти добился успеха. За свою относительно короткую и часто болезненную жизнь он создал по крайней мере пятьдесят изображений, настолько мощных, что они изменили восприятие нашей истории».
Детство и юность, учеба
Будущий фотограф родился 15.10.1918 г. в городе Учито, штат Канзас. С 15 лет Уильям Смит увлекся фотографией: после того как сделал снимки самолетов. Отчасти в становлении ему помогла мать. Она сама была фотографом, имела хорошие камеры и комнату для проявления негативов.
Талант юноши был по достоинству оценен не только близкими людьми, но и местными газетами (Eagle и Beacon), которые сотрудничали с ним. Образование Уильям Смит получал в университете Нотр-Дама, где для него учредили специальную фотографическую стипендию и собственную программу обучения.
Однако заканчивать программу он не стал, бросил вуз и перебрался в Нью-Йорк. Ему удалось сразу устроиться в журнал Newsweek, где он работал с 1937 по 1938 гг. Здесь не в первый и не последний раз проявился его характер: из-за конфликта с редакцией Уильям Смит уволился – не захотел работать со среднеформатной плёнкой, которую ему навязывал наниматель.
Затем Смит трудился в Ziff-Davis Publishing (с 1942 г.) и Life Magazine, освещая события Второй мировой войны. Серьёзное ранение, полученное в Японии, вынудило его вернуться в США, он перенёс 32 операции. С 1954 г. фотограф остановил сотрудничество с Life, а с 1955 г. У. Смит работал с агентством «Магнум».
Популярность
Признание таланта настигло Смита довольно рано – в период его работы в Newsweek и Life. Главная причина популярности – стремление добиться совершенного кадра. Фотограф сформировал собственный стиль и стал узнаваемым. У него была своя идеология фотоснимка: никакого позирования, акцентирование внимание на субъекте. Зачастую ради эффектного кадра художнику приходилось жертвовать жизнью и здоровьем, не спать.
Дэвид Шерман:
«Он был абсолютно невыносимым человеком, самоуверенным настолько, что зверел сразу же, как только ему пытались запрещать делать то, что он хочет»
Коллеги и поклонники уважали У. Смита за его крайнюю требовательность к себе и за неготовность идти на компромисс с тем, что не по душе. Многие кадры стали классикой, и по ним обучаются фотоискусству. Визитной карточкой считается снимок «Прогулка по райскому саду», который Смит сделал в период реабилитации после ранения в Японии. На изображении – его собственные дети, с которыми он гулял по парку.
Среди других популярных работ – циклы «Испанская деревня», «Медицинская сестра», «Доктор». В 1951 г., ещё во времена сегрегации, Смит опубликовал серию снимков о жизни и работе Мод Каллен, чернокожей медсестре, которая обслуживала огромную территорию в Южной Каролине. Репортаж вызвал огромный отклик и позволил собрать значительную сумму для ее работы.
Жизнь Уильяма Смита трудно назвать лёгкой прогулкой. После ранения в Японии во время Второй мировой войны он пострадал в этой стране ещё раз. Прибыв снимать последствия отравления территории ртутью, фотограф был избит якудзой, которую наняли промышленники. В результате травм У .Смит лишился глаза, получил увечья.
В это же время (в 1975 г.) была представлена легендарная серия «Минамата, слова и фотографии У. Е. Смита и А. М. Смита».
Жанна Васильева:
«Великий Юджин Смит, славящийся своим перфекционизмом, был уверен, что хорошо сделанная работа важнее сроков ее сдачи»
Признание к корреспонденту пришло еще при жизни, но и по сей день наследие автора вызывает живой отклик. Фонд имени У. Смита ежегодно вручает престижную награду за «гуманистическую фотографию». По работам автора учатся в престижных университетах, а секрет его фирменного стиля до сих пор не раскрыт.
Друзья, знакомые
Непростой характер фотографа делал его сложным в общении человеком. Среди друзей У .Смита – художники, журналисты, музыканты, почитатели его таланта.
А. Фрокина:
«Он исследует объект съемок столько времени, сколько ему нужно. Он потратит на это все физические силы, но не допустит оплошности. Все усилия он направляет на то, чтобы его кадры стали законченными фотографиями. Он не признавал власть редакторов и издателей, которые говорили, что снимать, какую фотографию ставить в номер, какую подпись делать».
Личная жизнь
Про личную жизнь Смита известно мало, но в браке он был как минимум дважды. На Кармен Мартинез (Carmen Martinez) он женился и в 40-х годах и развёлся в 1957 г. перед переездом в Нью-Йорк. Фотограф в 1971 г. женился на Эйлин Миоко Смит, с которой он проживал в Минамате, Япония. У У .Смита остались дети: Марисса, Хуанита, Кевин (род. в 1954 г.). На его похоронах присутствовало 13 внуков.
Чем занимаются близкие родственники
Вторая жена фотографа, Эйлин Миоко Смит создала и возглавила организацию «Зелёное действие» (Green Action), которой она руководила в течение 26 лет. Активистка приняла участие в создании фильма «Минамото», главную роль в котором исполнил Джонни Депп. Кевин Смит владеет авторскими правами на фотоснимки отца и занимается их охраной. Потомки фотографа Aileen Smith, Kevin E. Smith, K. Patrick Smith, входят в состав Мемориального фонда им. У. Ю. Смита.
Книги о Уильяме Смите:
- «Пусть правда будет предубеждением: В. Юджин Смит, его жизнь и фотографии», Нью-Йорк, 1985 г.;
- «В.Юджин Смит: Тень и вещество: жизнь и работа американского фотографа», Нью-Йорк, 1989 г.;
- «В.Юджин Смит: Камера как совесть», Жиль Мора, Лондон, 1998 г.;
Документальные фильмы:
- «В.Юджин Смит: Фотография стала трудной», Home Vision , 1989 г.