По официальной версии авария, в которой погиб Виктор Цой, произошла из-за ошибки водителя, и была несчастным случаем. Однако есть и другие мнения. На месте гибели музыканту установили памятник, его расположение легко можно найти на карте.
Содержание
В 1990 году Советский Союз пребывал в агонии. Измождённое бедностью население страны опьянело от гласности и требовало перемен. Вместе с этим Власть была недовольно разгулявшейся свободой мысли. Политики усматривали призывы к свержению строя в куплетах многочисленных песен, исполняемых неформальными музыкальными коллективами.
Среди культовых рок-групп особую популярность завоевал коллектив «Кино». Многие поклонники подозревают, что авария Виктора Цоя произошла неслучайно. Учитывая общеизвестный факт о нарастающей ненависти населения к руководству СССР, версия об умышленном устранении лидера группы «Кино» не лишена основания.
Дата и время аварии
Летом, 15 августа 1990 года, на одной из просёлочных дорог Латвии, произошла сильная автокатастрофа. В 12:28 столкнулся легковой автомобиль «Москвич- 2141» с пассажирским автобусом марки «Икарус». В результате лобового столкновения водитель легковушки скончался на месте.
Погибшим оказался Виктор Робертович Цой. Водитель «Икаруса» не пострадал. Кроме двух транспортных средств и двух водителей, днём, на дороге не было никого, ни пассажиров, ни свидетелей. Это первый подозрительный факт в происшествии.
Место на трассе
ДТП произошло на 35-ом километре автодороги «Слока – Талси», что недалеко от военного городка Тукумса. Дорога представляет собой узкое асфальтированное полотно шириною 5 метров. Вплотную к обочинам, растёт кустарник и деревья. Кроме того, сельская трасса Р128 осложнена многочисленными поворотами, подъёмами и спусками. На одном из таких поворотов и произошло ДТП.
Причина ДТП с участием Цоя
Причиной ДТП стало лобовое столкновение, которое спровоцировал Виктор Цой. Его «Москвич» на скорости 130 км/ч съехал на обочину одной стороной, а затем резко вернулся на асфальтовое покрытие. По инерции машину вынесло на встречную полосу, по которой двигался «Икарус». События произошли столь стремительно, что водитель автобуса не смог предпринять экстренного торможения и попытаться избежать столкновения.
Кроме того, вскользь прозвучала информация о неисправности тормозной системы автобуса. Эти слова официально подтвердил сам водитель. Однако, по некоторым журналистским расследованиям, автобусник мог видеть машину Цоя за 100 м до столкновения и предпринять меры для ухода от удара. Это второй подозрительный момент в истории аварии.
Версии происшествия
Официальная версия аварии: «Автомашина «Москвич 2141» двигалась из Талси в Слока, в направлении Плиеньциемса. Виктор Цой превысил допустимый скоростной режим, двигаясь со скоростью 130 км/ч. Во время движения, водитель уснул и съехал на обочину. Пробудившись, резко вывернул руль влево и выехал на встречную полосу, где совершил столкновение с автобусом «Икарус», движущимся со скоростью 60 км/ч». Такова сухая сводка происшествия.
Смущает такой факт, как можно ехать по сельской дороге с поворотами на скорости 130 км/ч, и при этом умудриться заснуть за рулём? При том, что водитель был трезв. Ведь даже анализ крови подтвердил, что в организме Виктора Робертовича не было алкоголя. Переутомление? Тоже остаётся недоказанным фактом. Вместе с этим, латышская сторона не стала проводить никаких дорожных экспертиз происшествия. Таким образом, превышенная скорость и сон за рулём на просёлочной дороге, рождают третий подозрительный момент в аварии.
Автобус возвращался из РМЗ (автосервис) после ремонта в парк. В последний момент, перед выездом из ремонтных мастерских, маршрут движения «Икаруса» был кем-то изменён. Согласно новому путевому предписанию, необходимо было дать крюк.
После ДТП нет ни одного фото разбитого «Икаруса». Все снимки автобуса сделаны после восстановления кузова. А вот разбитая машина Цоя есть в материалах дела. Но, по словам журналистов, фото фейковое.
- Во-первых, машина выглядит так, как будто на неё уронили бетонный блок, а не участвовала в лобовом столкновении. При лобовых и боковых столкновениях повреждения кузова иные. А здесь передок полностью цел.
- Во-вторых, госномер Цоя был Я6832ММ. А на фото битой машины другие цифры и буквы номера. Это ещё несколько подозрительных фактов в происшествии.
Похороны
19 Августа у Богословского кладбища собралось множество людей. В полдень прибыл автобус из Латвии, который привёз тело Виктора Цоя. Гроб был необычно большим. Его внешняя часть была обита тёмно-синим бархатным материалом. Крышку гроба не открывали, так как тело музыканта имело сильные повреждения.
Гражданская панихида была спонтанной. Поклонники украсили кладбищенские стены фотографиями кумира и пели его песни. В основном проститься с любимым музыкантом пришла молодёжь, друзья и коллеги по сцене, знаменитые актёры. Например, присутствовал Александр Абдулов. Из разных уголков доносились песни Цоя под гитару и из магнитофонных динамиков, перебиваемые рыданием фанатов.
После того как гроб с телом музыканта предали земле, на могиле установили гранитную плиту с некрологом и двумя фотографиями певца. Затем, большая часть присутствующих проследовала на Невский проспект, откуда движение продолжилось на Дворцовую площадь. Шествующие скандировали: «Цой жив!». Колонну поклонников сопровождали сотрудники МВД.
Множество фанатов долго жили на кладбище и ежегодно ухаживали за могилой кумира. Это приносило неудобства многочисленным посетителям погоста, которые иногда подвергались избиениям выпивших поклонников группы «Кино».
Установка памятника на месте гибели
Через 12 лет после трагедии на 35-километре автодороги Талси-Слока, был установлен памятник Виктору Цою. Координаты мемориала: 57.115539° СШ, 23.185392° ВД. Эту точку легко найти на карте. Открытие памятника прошло 15 августа в день смерти музыканта. Изначально монумент был выполнен из гипса. Но уже в сентябре гипсовую версию заменили металлической скульптурой.
Внешне художество представлено в виде стелы с бюстом. Певец запечатлён в позе с повернутой головой и возложенными на плечи руками. Именно такую позу Цой любил принимать на сцене. Высота произведения 2.3 м на постаменте 1м², площадь мемориала 9м².
Авторами памятника стали общественники: художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили. На утверждение макета, изготовление памятника и согласование с Энгурской Администрацией ушло 2 года. Изначально предполагалось выполнить монумент музыканта в полный рост с гитарой. Однако в ходе обсуждения с инициативной группой предпочтение большинства было отдано более компактной версии памятника.
Водитель злополучного «Икаруса» посетил мемориал Цоя в 2012 году и рассказал журналистам, кое-какие факты о произошедшем столкновении днём 15 августа 1990 года.