Великий русский артист Федор Иванович Шаляпин умер в эмиграции в Париже 12 апреля 1938 в возрасте 65 лет. Шаляпин прославился не только своим пением, но и артистичностью, умению перевоплощаться. Образы Бориса Годунова, Ивана Сусанина, Мефистофеля, созданные им, и сегодня вызывают восхищение.
Содержание
Мальчик, родившийся в крестьянской семье, стал великим певцом, способным мастерски перевоплощаться. К сожалению, сложные обстоятельства, связанные с войной и революцией, сильно повлияли на биографию Федора Шаляпина. Он вынужден был эмигрировать за рубеж, где он и умер в возрасте 65 лет.
Дата и причина смерти
Легендарный оперный исполнитель скончался вдали от своей родины 12 апреля 1938 года. Федор Иванович умер в Париже, на 66-м году жизни. Причиной смерти певца стал лейкоз, обнаруженный у него за год до гибели.
Где похоронен
Первоначально его похоронили на кладбище Батиньоль (окраина Парижа). Лишь в 1984 г. с разрешения сына прах был перевезён в СССР и перезахоронен на московском Новодевичьем кладбище. В 1986 г. на могиле установлено надгробие.
Краткая биография
Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 г. в Казани. Величайший русский певец обладал уникальными способностями: в своем творчестве он смог объединить актёрскую игру и вокальное исполнение. Выступал в Большом и Мариинском театрах, в Метрополитен Опере, в Ла Скала и на других знаменитых сценах мира. О себе он написал в автобиографической книге «Страницы из моей жизни».
Детство, юность, учеба
Родители Федора были крестьянами, но перебрались поближе к большому городу. Отец служил писцом в уездной земской управе, а мать работала поденщицей. Мальчик обучался сапожному делу, позже поступил в частную начальную школу, после которой – в приходское, а ещё позже – в начальное училище.
Красивый голос у него был с детства, и он подпевал матери и другим женщинам, которые собирались по вечерам, пряли и пели. Впоследствии, одну из их песен «Эх ты, Ванька!» артист включил в свой репертуар.
Читать Федю научил один пономарь по имени Иеракса, и в своей книге Шаляпин выражал ему за это искреннюю благодарность. А по-настоящему петь он начал в церковном хоре, где впервые узнал, что такое ноты.
В десятилетнем возрасте мальчик первый раз попал в театр. Увиденная пьеса «Русская свадьба» так его поразила, что в дальнейшем Федя старался не пропустить ни одного спектакля.
Из воспоминаний самого исполнителя, начало творческого пути приходится на 1889 г, когда отец повторно отправил сына поступать в престижную драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Первая попытка не увенчалась успехом, приёмная комиссия вместо него приняла другого мальчика.
Позже, в беседе со своим другом М. Горьким, Фёдор расскажет историю, что не прошёл первые пробы из-за «какого-то долговязого мальчика совершенно без голоса». В ответ на эти слова писатель лишь улыбнётся и скажет, что «этим долговязым мальчиком» был он. Только спустя пару месяцев после занятий его выгнали из-за того, что не имел голоса.
Начало творческого пути Шаляпина
Уже через год, в марте 1890 г, молодой Шаляпин дебютирует на сцене с небольшой партией Зарецкого в «Евгении Онегине». Хорошие вокальные данные стали причиной того, чтобы парень получил возможность регулярно выступать перед зрителем. Всё лето 1890 г. он выходил на сцену в качестве хориста опереточной антрепризы.
В сентябре талантливого юношу направили в Уфу, где он выступал не только в составе хора, но и заменял одного из артистов, исполняя первую сольную партию Стольника в опере «Галька».
В 1891 г. присоединился к труппе под руководством антрепренера Г. И. Деркача и отправился в гастроли по стране.
Учёба в Тифлисе
Концертные разъезды завели труппу в кавказский Тифлис (теперь Тбилиси). Здесь Федор Шаляпин знакомится с оперным певцом царской России Д. Усатовым. После одного из выступлений Усатов подошёл к юноше и предложил: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учёбу не возьму». Парень согласился, в результате опытный мастер не только грамотно «выставил» его голос, но и оказал материальную поддержку.
Занятия пошли на пользу, и вскоре Шаляпин начинает выступать на сцене Тифлисского театра, а ещё через год, в 1892-м, большинство партий для баса доверяли только ему. Таким образом, он получил не только всеобщее признание, но и перестал существовать как певец-самоучка, а стал профессиональным артистом.
Расцвет и популярность
В 1893 г. Федор Иванович уезжает из Тифлиса в Москву, затем в Санкт-Петербург, где поступает на службу в Императорский Мариинский театр. Здесь ему снова приходится доказывать свой талант исполнением второстепенных ролей.
Знакомство с С. И. Мамонтовым, который на тот момент являлся владельцем собственного оперного театра, стало для Ф. Шаляпина решающим. Меценат, увидев в молодом исполнителе огромный талант, уговаривает присоединиться к его труппе. Таким образом, с 1896 по 1899 гг. Федор поёт в «Частной русской опере» и становится широко известным.
В 1899 г. получает приглашение от руководства Большого, в котором полностью раскрывает свой потенциал. Содержание его произведений оценивалось по высшему рангу. Триумф достиг неимоверных размеров – вплоть до того, что по словам современников главными московскими достопримечательностями Москвы назывались 3 чуда:
- Царь-колокол;
- Царь-пушка;
- Царь-бас – Федор Шаляпин.
В это же время начинаются международные гастроли. Первое выступление за рубежом пришлось на 1900 г, когда Федор Шаляпин был приглашен в легендарную миланскую La Scala. Исторические документы показывают, что в результате итальянских выступлений, 27-летний сын крестьянина из-под Казани получал баснословные по тем временам гонорары. Успех в Милане стал причиной ежегодных поездок практически по всем европейским странам.
Шаляпин обладал высоким светлым басом. Голос его не был феноменальным, но так, как он перевоплощался на сцене – не мог никто. Он производил на зрителя неизгладимое впечатление. Он создал незабываемые образы Бориса Годунова, Ивана Сусанина, Ивана Грозного, Мефистофеля.
Гастроли прервала Первая Мировая война. Начиная с 1914 г, оперный певец выступает только на родине. Видя все проблемы простого народа и осознавая, что сам он не так давно был одним из них, Федор Шаляпин на свои деньги открывает 2 военизированных лазарета. Они предназначались для реабилитации солдат, вернувшихся с полей мировой войны.
Юрист, заведовавший финансовыми делами певца, в своих мемуарах писал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»
Советская Республика и эмиграция
После Октябрьской Революции Федор Иванович назначается на должность художественного руководителя бывшей Мариинки. Он стал первым, удостоившимся звания Народного артиста Республики.
Начиная с 1920 г. снова возобновляет международные гастроли. В 1922 г. отправляется в Соединённые Штаты и остаётся там. Длительная задержка стала причиной порицания, в частности, В. Маяковский в своих стихах высмеивал его бегство в широко известном «Письме к Горькому».
В 1927 г. был лишён звания Народного артиста, которое ему не возвратили даже после смерти. Лишь в 1991 г. Совет Министров СССР принял решение отменить постановление, и восстановил Федора Шаляпина в звании Народного артиста.
Друзья, знакомые
Ф. Шаляпин близко общался с писателем М. Горьким, называя его лучшим другом. Во многом причиной тому было их происхождение – оба выросли в небогатых семьях, с детства занимались тяжелым физическим трудом. Они друг друга хорошо понимали.
Не исключено, что после событий 1922 г. они могли бы сохранить дружеские отношения, но политическая атмосфера той эпохи просто не позволяла советскому писателю без опасения о собственной безопасности общаться с человеком «сбежавшим от своего народа».
Одним из верных друзей исполнителя являлся актёр И. Дворищин, благодаря стараниям которого был сохранён практически весь архив Шаляпина в годы блокады Ленинграда, в период ВОВ. Так же Федор Иванович близко общался с художниками И. Левитаном и В. Серовым, композитором Рахманиновым, дирижером М. Голинкиным. Художники любили его рисовать, и сейчас великого Шаляпина можно видеть на полотнах Кустодиева, Сорина, Головина.
Личная жизнь
Первой женой Федора Ивановича стала итальянская балерина Иола Торнаги. Знакомство с ней произошло в 1898 г. на гастролях в Нижнем Новгороде. Поначалу Иола избегала большого, немного странного (как ей казалось) Шалипина (его рост достигал 1,96 м). Но когда он признался ей в любви во время исполнения арии Гремина из «Евгения Онегина», сердце ее растаяло.
Пара обвенчалась в 1898 г, за время совместной жизни на свет появилось шестеро детей, один из которых скончался в четырёхлетнем возрасте.
Будучи обвенчанным, певец сблизился с Марией Петцольд, имеющей двоих детей от первого брака. От Шаляпина она родила ещё троих дочерей. Таким образом, у исполнителя образуется вторая семья: одна живёт в Москве, другая – в Петрограде (СПб), между собой они никогда не пересекались.
Отправившись на гастроли в США, певец берёт с собой семью Марии Петцольд. Позже, уже в 1927 г. оформляет отношения официально. Происходит это в Пражской православной церкви. Точная дата бракосочетания Фёдора Шаляпина неизвестна, но судя по информации из сохранившихся документов, случилось это предположительно 10 ноября 1927 г.
Критики того периода о творчестве великого оперного певца Шаляпина писали, что композиторы ушедшей эпохи, словно подозревали о появлении такого баса и специально для него создавали свои многочисленные партии:
- Иван Грозный;
- Варяжский гость;
- Сальери;
- Мельник;
- Борис Годунов;
- Иван Сусанин.
Именно из-за «шаляпинского баса» русские композиторы Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский и Глинка стали известны во всём мире. Шаляпин всегда включал в свой репертуар народные песни. Кроме того, он хорошо рисовал, лепил скульптуры и снялся в двух фильмах. Он был человеком высокого роста, с пронзительным взглядом и широкой душой.
Видео
Шаляпин исполняет «Вдоль по Питерской»