Краткая биография композитора Михаила Ивановича Глинки

  • ФИО:Глинка Михаил Иванович
  • Род занятий:композитор
  • Годы жизни: 1804 – 1857
  • Возраст:52 года
  • Причина смерти:осложнения после простуды
  • Достижения: сочинил музыку к 2 операм (“Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”), написал более 30 песен и романсов (“Не искушай”, “Сомнение”), множество симфонических и камерно-инструментальных произведений. Основоположник русской классической музыки.

Великий композитор Михаил Глинка вошел в историю как основоположник отечественного романса и создатель первой национальной русской оперы “Жизнь за царя”. Поклонниками его таланта были представители императорской семьи и такие выдающиеся личности, как Александр Пушкин и Василий Жуковский. Музыка Глинки во многом стала новаторской. Она оказала влияние на творчество Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, Мусоргского и прочих русских композиторов. 

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой»

Рождение, детство и юность 

Михаил Глинка родился 1 июня 1804 г. в деревне Новоспасское Смоленской губернии. Он был сыном отставного капитана Ивана Николаевича Глинки и его супруги Евгении Андреевны Глинки-Земельки. 

Родители композитора приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Они происходили из польского шляхетского рода, издавна обосновавшегося на смоленских землях.

Первые 6 лет жизни Михаил провел в доме своей бабушки по отцовской линии Феклы Александровны, не доверявшей его воспитание невестке и сыну. Пожилая женщина растила внука в тепличных условиях, оберегая от малейших сквозняков. Хотя комнаты были хорошо натоплены, Миша почти “не выходил из шубки”. Гулять на улице ему разрешали только при хорошей погоде, но он все равно рос болезненным и мнительным ребенком.

Семейное имение Глинок в Новоспасском, где родился, жил и работал композитор

После того как в 1810 г. Фекла Александровна умерла, Миша перешел в полное распоряжение матери. 

Евгения Андреевна приложила максимум усилий, чтобы вырастить из сына не тепличное растение (“мимозу”, как сам себя характеризовал впоследствии Глинка), а полноценного члена общества. Она наняла ему француженку-гувернантку, научившую его грамоте, и учителя рисования. Заметив, что Михаил проявляет интерес к музыке, мать стала учить его игре на скрипке и фортепиано.

Когда Глинке исполнилось 13 лет, родители отправили его в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге. Здесь будущий композитор изучал сразу 5 иностранных языков (английский, немецкий, французский, персидский и латынь), математику, географию и зоологию, осваивал танцы и фехтование. В свободное время он брал частные уроки у знаменитых музыкальных педагогов и композиторов Шарля Майера, Джона Филда и Карла Цейнера, посещал оперу и концерты.

Музыкальное творчество

Глинка успешно окончил пансион в 1822 г. и сразу сосредоточился на музыкальной деятельности. Он изучал произведения западноевропейских классиков, музицировал на светских раутах, пробовал себя в качестве дирижера оркестра. 

В этот же период Михаил приступает к сочинению собственных композиций, пробуя силы в разных жанрах. Он пишет музыку к стихам Пушкина, Баратынского, Римского-Корсакова и других русских поэтов. Наиболее известными произведениями композитора на начальном этапе творчества становятся романсы и песни “Ночь осенняя, ночь любезная”, “Не пой, красавица, при мне”, “Не искушай меня без нужды”. 

Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты…, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке
Владимир Стасов, критик

В 1823 г. Михаил отправляется на Кавказ, посещает Назрань, Кисловодск, Пятигорск. Музыка этого региона оставила глубокий след в душе молодого композитора и вдохновила на создание музыкальных произведений, посвященных восточной тематике. 

Вернувшись в 1824 г. в Санкт-Петербург, Глинка в течение нескольких лет работает помощником секретаря в Главном управлении путей сообщения. Проводя 5-6 часов на службе, он посвящает остальное время музыке. 

В декабре 1825 г. Михаил сочиняет вариации к популярному в те времена романсу “Да будет благословенна мать”. Вскоре композиция была доработана музыкальным педагогом Глинки Шарлем Майером и передана в печать. Она стала первым опубликованным произведением молодого композитора. 

В следующем году Михаил пишет музыку к двум стихотворениям Жуковского, в результате чего появляются романсы “Бедный певец” и “Светит месяц на кладбище”. Для него начинается невероятно плодотворный период, в течение которого он каждый день сочиняет серенады, романсы, пьесы и сонаты. 

В 1830 – 1834 гг. Михаил Глинка путешествует по Италии и Германии, где знакомится с европейскими композиторами и оттачивает свое мастерство, изучая инструментовку и полифонию и сочиняя пьесы “в итальянском духе”. По возвращении домой он приступает к созданию русской национальной оперы, положив в основу ее сюжета предание об Иване Сусанине. 

Опера, получившая название “Жизнь за царя”, была готова в 1836 г. После ее премьеры в Большом театре Санкт-Петербурга композитора ожидал головокружительный успех. Проснувшись следующим утром, он написал матери: 

«Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною»

Спустя год Михаил Иванович приступил к созданию второй оперы, выбрав для нее сюжет пушкинской поэмы “Руслан и Людмила”. Работа над ней продолжалась до 1842 г., однако новое творение композитора было встречено публикой прохладно. 

Афиша к опере “Руслан и Людмила”

Критика “Руслана и Людмилы” подтолкнула в 1844 г. ее создателя к отъезду за границу. Живя сначала во Франции, а затем в Испании, он давал сольные концерты и продолжал сочинять увертюры и романсы.

В 1847 г. композитор ненадолго вернулся в родовое имение Новоспасское, но из-за проблем со здоровьем вновь уехал в Европу — в этот раз в Варшаву. Здесь он сочинил свою знаменитую симфоническую фантазию “Камаринская”, в которой объединил различные ритмы и настроения, став основоположником нового типа симфонической музыки. 

Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“
Петр Ильич Чайковский

Последние годы жизни композитор попеременно жил в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Париже и Берлине. Кроме создания новых музыкальных произведений он занимался преподавательской деятельностью, работал с оперными певцами и писал мемуары, которые были изданы уже после его смерти под названием “Записки”.

Достижения

Михаил Глинка стал основоположником русской национальной композиторской школы. Его музыкальные сочинения повлияли на развитие отечественной и мировой музыки, послужили основой для формирования творческого сознания Чайковского, Даргомыжского и многих других русских композиторов. 

В 1837 – 1838 гг. Глинка занимал должность руководителя Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. 

Фото композитора, сделанное незадолго до смерти

Личная жизнь

В апреле 1835 г. композитор женился на своей дальней родственнице Марии Петровне Ивановой. Спустя 4 года Глинка ушел от супруги, но официально их брак был расторгнут только в 1846 г.

Причиной, побудившей Михаила Ивановича бросить жену, стало его знакомство с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн. Композитор посвятил девушке свои лучшие произведения, но не смог жениться на ней из-за отказа Марии Петровны дать развод.

Роман с Екатериной Керн продолжался до 1844 г. После расставания с ней и последовавшего за этим расторжения брака с законной женой Глинка больше не заводил серьезных отношений и до конца жизни оставался холостяком.

Возлюбленная Глинки Екатерина Керн (1818 – 1904)

Смерть

Михаил Иванович скоропостижно скончался 15 февраля 1857 года в Берлине, куда приехал для изучения творчества Баха и Палестрины. Причиной смерти русского композитора стала банальная простуда, вызвавшая обострение хронической болезни печени.

Глинку похоронили на берлинском лютеранском кладбище. В мае 1857 г. его останки были перевезены в Санкт-Петербург и погребены на Тихвинском кладбище. 

Надгробие на могиле композитора

Интересные факты

  1. Глинка в течение долгого времени дружил с Пушкиным, с которым познакомился во время учебы в пансионе. Дружба композитора с поэтом продолжалась вплоть до убийства последнего на дуэли.
  2. Михаил Иванович обладал прекрасным голосом, но предпочел певческой карьере композиторскую деятельность.
  3. Хоть опера “Жизнь за царя” принесла Глинке огромный успех, Большой театр не заплатил ему за ее постановку ни копейки. Композитор оставил директору театра расписку о том, что не будет требовать вознаграждения.
  4. Путешествуя по Европе, Михаил Иванович изучал языки стран, в которых надолго останавливался. 
  5. На премьере “Руслана и Людмилы” присутствовал император Николай I. Опера ему не понравилась, и он покинул зал, не дождавшись ее окончания. Реакция самодержца послужила основанием для критики музыкального творения. 
  6. Екатерина Керн была беременна от Глинки, но не смогла выйти за него замуж из-за его супруги, которая отказывалась давать развод. Девушка не рискнула родить ребенка вне брака и сделала аборт.
  7. Несмотря на нежелание разводиться с композитором, жена не хранила ему верность. Будучи за ним замужем, она умудрилась обвенчаться с другим мужчиной.

Бюст М. И. Глинке в Александровском саду (Санкт-Петербург)

Избранные произведения

  • “Не искушай” (1825)
  • “Жизнь за царя” (1836)
  • “Сомнение” (1838)
  • “Прощание с Петербургом” (1840)
  • “Руслан и Людмила” (1842)
  • “Камаринская” (1848)
  • “Финский залив” (1850)
05 сентября 2022
Комментировать
5 006 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно