Как погиб Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, придумавший «Маленького Принца»

Французский писатель, автор «Маленького принца», журналист и летчик, Антуан де Сент-Экзюпери погиб во время Второй мировой войны 31 июля 1944 года. Он служил в авиации, разбился на самолете и затонул в Средиземном море. Долгое время его считали пропавшим без вести, и только в 1998 году один рыбак нашел браслет с именем писателя и его возлюбленной. В 2003 году удалось исследовать останки самолета, и подтвердить, что в нем действительно был Экзюпери.

Имя Антуана де Сент-Экзюпери стало известно благодаря очень взрослой сказке «Маленький принц», покорившей воображение детей, а взрослых заставившей о многом задуматься. Это самое известное и единственное произведение писателя для детей. Другие его романы были всецело посвящены авиации, небу, полетам. Этому же была посвящена его жизнь с самого первого подъема в воздух на самолете в возрасте 12 лет. К сожалению, авиация – причина смерти Экзюпери. Он потерпел не одно крушение за свою жизнь, но его полет в июле 1944 оказался последним. Разбитый самолет писателя затонул в Средиземном море.

Дата и причины смерти

Рисунок 1. Экзюпери перед полетом

Долгое время Экзюпери считался пропавшим без вести. Он не вернулся из своего последнего полета, стартовавшего 31 июля 1944 года с корсиканского аэропорта Борго. Миссия пилота была разведывательная. Его командиры и товарищи по службе долго не могли смириться с фактом исчезновения писателя – ведь именно этот девятый полет должен был стать последним.

На этом настаивали все друзья Экзюпери: пора оставить лётную карьеру и посвятить себя творчеству. К 44 годам к писателю уже пришло мировое признание, у него были действующие контракты с издательствами, он был обладателем литературных премий. Но Вторая мировая война, тяжелое положение родной Франции не могли оставить Экзюпери равнодушными, он рвался на фронт.

Поиск обломков самолета

Рисунок 2. Самолет боевой части Экзюпери во время разведывательной операции

Что случилось нечто страшное, стало понятно, когда в назначенное время пилотируемый Экзюпери самолет не вернулся на аэродром. Коллеги и командование тешили себя надеждами, что причиной задержки могла стать авария, поломка или, в худшем случае, плен. Вплоть до 1948 года писатель считался пропавшим без вести. Несмотря на то, что никаких подтверждений гибели Экзюпери найдено не было, в апреле 1948 года его объявляли погибшим.

Обстоятельства гибели писателя на протяжении долгих лет оставались для всех загадкой. Наиболее часто высказывавшееся предположение указывало на возможную аварию в районе Альп. Ситуация прояснилась лишь в 1998 году, когда некий марсельский рыбак привез с уловом необычную находку – именной браслет. На серебряном украшении были выгравированы три важных детали, не оставивших сомнений относительно владельца браслета:

  • имена «Antoine», «Consuelo»;
  • а также адрес издательства, выпускавшего сочинения Экзюпери.

В течение нескольких лет после обнаружения ключевой находки, указанный район Средиземного моря неоднократно обследовался. Действительно, на дне были обнаружены обломки самолета. Лишь в 2003 году их, наконец, подняли на поверхность и тщательно обследовали. Ситуацию поисков и извлечения деталей воздушного судна осложняло то, что разбросаны они были по дну на протяжении целого километра в длину и почти полкилометра в ширину. В результате тщательных исследований удалось восстановить серийный номер самолета, который окончательно подтвердил – это действительно был пилотируемый в 1944 году Экзюпери самолет. Примечательно, что следов обстрела на обломках кабины и других частей не было обнаружено.

Восстановление деталей гибели Экзюпери

Рисунок 3. Браслет писателя, находящийся сегодня в музее

Именно отсутствие явных повреждений от атаки другого самолета позволило рассматривать версию крушения в результате неисправности самолета или поломки как основную.

Позже в 2008 году в прессе неоднократно появлялась информация о том, что некий ветеран фашистской армии сбил самолет Экзюпери. Это был немецкий пилот Хорст Рипперт, по иронии судьбы являвшийся большим поклонником творчества Антуана де Сент-Экзюпери. В момент атаки немец не мог видеть пилота вражеского самолета. Он сбил противника и наблюдал как тот на огромной скорости почти вертикально опрокинулся в воду, непосредственно перед погружением взорвавшись. Этой версией нельзя руководствоваться как абсолютно достоверной, т.к. она имеет ряд несостыковок. В архиве германских военно-воздушных сил эта победа не значится.

Детство писателя

Рисунок 4. Писатель в молодости

Будущий всемирно-известный писатель родился в 1900 году 29 июня. Он стал третьим ребенком в семье. Позже у маленького Тонио, именно так ласково звали его родители, появились младший брат и сестренка. Семья была среднего достатка, но происходила из древнего дворянского рода. Жили Сент-Экзюпери в Лионе. Когда Антуану миновало 4 года, не стало его отца – виконта Жана-Марка. Эта смерть стала внезапной и заставила семью сменить место жительства. На какое-то время приют многодетной матери дали её родственники. В 1909 году Мари с детьми переехали в город Ле-Ман. Там Антуан с братом Француа учились в колледже.

Самым ярким впечатлением детства писателя стал первый полет на самолете. Его прокатил знаменитый в то время летчик Габриель Роблевски. Должно быть, пилот, решивший ради забавы поднять мальца в воздух на своем аэроплане, даже не подозревал, что тем самым определил дальнейшую судьбу маленького Антуана.

Пилот, журналист, писатель

Рисунок 5. Экзюпери возле своего самолета

Таким образом, две главные страсти Экзюпери с самого детства были авиация и литература. Любовь ко второй привила ему мать, так заботившаяся о том, чтобы все её дети получили блестящее образование. Антуан учился в престижном швейцарском пансионе, затем в Парижской школе изящных искусств. Но сам он стремился стать летчиком.

Попытка стать студентом военного училища стала для него неудачной. Но вскоре юношу призвали в армию, где он записался в авиационный полк. Там Антуан за короткое время освоил необходимые навыки и сдал экзамен, получив звание гражданского, а позже военного летчика.

С октября 1922 года он служил в авиационном полку под Парижем. Но всего через несколько месяцев активных полетов произошла первая авиакатастрофа, в которой Экзюпери получил серьезное ранение головы. Однако именно эта вынужденная передышка заставила будущего автора «Маленького принца» заняться литературой.

Свой первый роман «Южный почтовый» он написал в 1926 году, будучи пилотом почтового рейса компании «Аэропосталь» на маршруте из Франции в Африку. К слову, в указанной авиакомпании Экзюпери сделал неплохую карьеру. Он начал работать обычным пилотом, затем возглавлял работу промежуточной почтовой станции в северной Африке, а с 1929 года являлся техническим директором Южно-Американского филиала.

С 1935 года Экзюпери работал корреспондентом французской газеты «Пари-Суар». В этом качестве он побывал в СССР. Визит в страну Советов вдохновил его на написание нескольких очерков, посвященных диктатуре советской власти. Позже в качестве корреспондента уже другого издания он побывал в Испании, где освящал проблемы гражданской войны.

Военный летчик

Рисунок 6. За штурвалом

После банкротства «Аэропосталь» Антуан де Сент-Экзюпери становится летчиком-испытателем. Это именно то, чего ему всегда хотелось – полеты, риск и приключения.

Надо сказать, что эта деятельность не раз угрожала его жизни. В 1932 году он испытывал новый гидроплан и едва не погиб при падении в воду. В следующий раз писатель встретился со смертью лицом к лицу в Ливийской пустыне, где потерпел аварию на собственном самолете при попытке установить рекорд времени перелета из Парижа в Сайгон. И вновь обошлось: пилота и его механика спасли обнаружившие их местные жители.

С сентября 1939 года Сент-Экзюпери – военный пилот боевой авиационной части французский войск. Он выполнял задания дальней разведки. После поражения Франции в 1941 он отбывает в США. Но оставаться в стороне от происходящего на родине долго не может.

Писатель утверждал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия».

В 1943 он становится участником патриотического движения «Свободная Франция» и с большим трудом всё-таки добивается возможности участия в боях. Абсолютно всё его окружение препятствовало возвращению немолодого уже писателя к военной карьере. Даже непосредственное командование со скрипом давало разрешение на каждый следующий полет. Все отчетливо понимали: профессиональные летчики – ресурс восполняемый, в отличие от талантливых писателей.

Вам может быть интересно: Причина смерти Михаила Булгакова

Личная жизнь

Рисунок 7. Свадьба писателя

Антуан де Сент-Экзюпери был женат на Консуэло Сунсин, писательнице из Сальвадора. Они познакомились во время командировки писателя в Южную Америку в Буэнос-Айресе. Бракосочетание датировано апрелем 1930 года. Несмотря на частые разлуки и необходимость зачастую жить вдали друг от друга, это был удачный брак. Супругов роднила общность интересов.

Достижения в литературе

Рисунок 8. Сказка с рисунками автора

Как писатель признается в своём знаменитейшем произведении, талант действительно начал проявляться в нем очень рано. Пробы пера Антуан начал лет в 12. В юношестве его рассказы печатались в литературных журналах. Настоящая популярность пришла после выхода в свет второго его крупного романа «Ночной полет» в 1931 году. Произведение получило не только признание среди читателей, но и принесло автору премию в области литературы «Фемина».

В 1938 – новый роман «Планета людей» и вновь признание. Строго говоря, это произведение стало сборником очерков, собранных за бурную карьеру автора, большую географию его путешествий не только как пилота, но и как корреспондента. В других вариантах перевода «Земля людей» или «Ветер, песок и камни» стало для читателей по всему миру настоящим откровением. Экзюпери получил «Большую премию Французской академии», а также «Национальную книжную премию США» за эту работу.

Парадоксально, но в крайне непростой для себя период, когда Антуан де Сент-Экзюпери страдал депрессиями и переживал оккупацию Франции, именно литература помогала ему находить в себе силы. За 1942 и 43 года он написал два военных романа «Военный летчик» и «Письмо заложнику», а также сказку «Маленький принц», опубликованную одновременно на английском и французском языках. Сегодня эта знаменитая аллегорическая повесть переведена более чем на 300 языков.

25 мая 2019
Комментировать
133 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно