Гениальный сценарист 80-90-х годов: от чего умерла Надежда Кожушаная

Гениальный сценарист 80-90-х годов: от чего умерла Надежда Кожушаная

Надежда Павловна Кожушаная покинула этот мир 15 января 1997 года в возрасте 44 лет. Она была одним из талантливейших сценаристов 80-90-х годов двадцатого века. Окончила филологический факультет Уральского университета, была зачислена на высшие курсы сценаристов в Москве. По ее сценариям было снято несколько художественных и мультипликационных фильмов. Она неоднократно получала премии. К сожаления, расцвет ее творчества пришелся на тяжелое для российского кинематографа время.

15 января 1997 года в Москве скончалась талантливая филолог, драматург, писатель и музыкант Надежда Кожушаная. Надежде Павловне было только 44 года, но она успела сделать очень многое. Ей по праву принадлежит звание заслуженного деятеля искусств России. Причина смерти Надежды Кожушаной – болезнь (был назван диагноз пневмония). Могила находится в Москве на Троекуровском кладбище.

Детские годы

Надежда Кожушаная (в девичестве Ямшанова) родилась в 15 марта 1952 года в Свердловске. Отец работал в лаборатории завода Уралмаш, мать преподавала в металлургическом техникуме. Когда девочке было 8 лет, брак родителей распался. Надя была разносторонне развитой, одаренной девочкой.

При этом родители ставили перед ней определенные, достаточно высокие цели. Так, требовалось, чтоб она всегда была отличницей. Отец был творческой личностью с художественным вкусом. Он знакомил дочь с хорошей музыкой и литературой. Также сам он писал стихи и сказки, которые читал вслух. Мать тоже писала сценарии для самодеятельности в техникуме. Естественным было то, что и дочь еще в детстве стала писать.

Университет и замужество

После школы Надежда поступила на филологический факультет Уральского государственного университета. Помимо общеобразовательной, она окончила и музыкальную школу. Одаренная и восприимчивая к музыке, девушка обладала прекрасным слухом, играла на фортепиано, гитаре и аккордеоне.

В университете обнаружился и актерский дар. Надежда играла в студенческом театре, и ей прекрасно удавались пародийные сценки. На третьем курсе девушка почувствовала сильную тягу к музыкальному творчеству. Ей хотелось бросить учебу в университете и поступить в консерваторию. Категорически возразила против этого мать, настоявшая на получении сначала одного полноценного образования.

Над дипломной работой Надежда работала в музее Ф.И. Тютчева и проводила там же экскурсии.

После окончания университета по распределению она попала в сельскую школу. В деревне Кунары она отработала один учебный год учительницей русского языка, литературы и музыки.

С детьми она ладила прекрасно, а с администрацией было сложнее.

В 1975 году вышла замуж за Бориса Кожушаного и тот, нарушив все существующие правила, увез ее в Москву, где учился в МАрхИ.

Курсы сценаристов

Среди друзей Кожушаных были актеры и режиссеры. Сама она продолжала писать. В основном это были юмористические зарисовки о собственной работе – Надежда работала табельщицей в стройуправлении. Были также пьесы и многое другое. Все свои произведения она читала семье и друзьям вслух, это был ее стиль. К сожалению, почти ничего из того периода творчества не сохранилось. Удалось найти только мини-пьесу «Сумасшедшая Рахильда».

В 1980 году у супругов появилась дочь Катя (впоследствии Екатерина станет архитектором и киносценаристом). Примерно в это же время давняя подруга Оксана Черкасова рассказала о ВКСР (Высших курсах сценаристов и режиссеров), где сама училась. Поступить было очень сложно, так как на одно место претендовали десятки человек. Надежда прошла этот конкурс, поступив, единственная, безо всякой протекции. Она представила комиссии рассказ «Раз в неделю по субботам».

Талант ее был несомненным. Единственным, кто высказался против, был киносценарист Валентин Черных. Он поставил ее в один ряд со Шпаликовым и Высоцким, предсказав, что женщине на этом пути придется еще сложнее. Вероятно, он имел в виду, что сложной и эмоциональной личности трудно приспосабливаться к зачастую фальшивой действительности.

Преподаватели С. Лунгин, А. Митта, Л. Голубкина и многие другие стали друзьями Надежды Кожушаной, и эта дружба прошла через всю дальнейшую жизнь.

Во время учебы были созданы сценарии «Забор» и «Последняя игра в куклы» (по нему фильм сняли только в 2010 году, и на Всероссийском фестивале визуальных искусств он получил приз за лучший сценарий). Дипломной работой стал «Самый первый счастливый день». Также во время учебы она выполняла заказы для режиссеров. По сценариям Кожушаной, написанным во время учебы, были сняты фильмы «Нам не дано предугадать…», «Мост», «Прогулки по городу».

«У каждого человека в детстве был случай, когда его первый раз в жизни обманули. И поэтому я знаю одно: надо только делать так, чтобы ни вы, ни я, ни она, никто другой не оказался этим самым предателем». (из сценария фильма «Забор»)

Работа в кино

В 1987 году был снят первый полнометражный фильм по сценарию Н. Кожушаной «Зеркало для героя». Режиссером был Владимир Хотиненко, дружба с которым завязалась еще в Свердловске. Сценарий был номинирован на премию «Ника». В этом фильме один и тот же день повторяется много раз.

Рис.1: Кадр из фильма «Зеркало для героя»

Перестроечные времена были сложными для страны. Как вспоминала сама Надежда Павловна, было много грязи. Поэтому единственным, что могло всех спасти, стала семья. И в 1989 году по ее сценарию режиссер Ольга Наруцкая сняла фильм «Муж и дочь Тамары Александровны». Сама Надежда сыграла в нем маленькую роль уборщицы.

В 1991 году вышел фильм по сценарию Кожушаной «Нога» об Афганистане. За основу было взято своеобразно интерпретированное произведение У. Фолкнера. Режиссером стал Никита Тягунов, на которого работа над фильмом произвела тяжелое впечатление. Вскоре после выхода фильма Тягунов умер. Киновед Кирилл Разлогов назвал картину фильмом-открытием, своеобразным памятником сценаристу, режиссеру и актеру. Здесь надежда Павловна также сыграла небольшую роль санитарки госпиталя. Сценарист признавалась, что Афганистан – это очень больная и тяжелая для нее тема. Рассказывала о своем воевавшем знакомом, который пытался заглушить воспоминания алкоголем.

В 1992 году вышел фильм по ее сценарию «Прорва», также знаковый для российского кинематографа. За оба эти сценария автор получила премию «Золотой овен».

Цитата: «Драматург – это ужасно. Драматургия – это насилие. Приходится придумывать человека, полюбил – и сразу надо ставить в невыносимые, или невероятные, или смешные ситуации».

Рис.2: Кадр из фильма «Прорва»

Середина 90-х годов была тяжелым для творчества временем. Несмотря на большое количество работ, полнометражные сценарии Надежды Кожушаной почти не использовались. Вышло несколько мультфильмов: «Дело прошлое», «Нюркина баня», «Племянник кукушки».

По сценарию «Бэби-Йога» в 1993 году был поставлен радиоспектакль, который признали лучшей радиопередачей года. Текст Надежда Павловна читала сама.

Хотя по многим сценариям фильмы так и не были сняты, эти работы публиковались, и их можно читать как отдельное литературное произведение. Они были опубликованы в журналах «Искусство кино».

Рис.3: Кадр из снятого в 2010 г. фильма «Последняя игра в куклы»

Последними мультипликационными работами стали «Бабушка» и «Розовая кукла». Сценарист успела увидеть результат сборки, но сами фильмы вышли, когда ее уже не стало. В 1997 году они получили приз за лучшую драматургию на кинофестивале в Тарусе. В этом же году, уже посмертно, Надежде Павловне Кожушаной было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. В Музее кино есть стенд посвященный ее памяти.

В 1997 году Студией К2 был снят о ней фильм

23 февраля 2019
Комментировать
348 просмотров
Комментарии
  1. Ольга ()
    Ответить

    Что же за проклятая страна Россия! Уходят лучшие из лучших – молодые, красивые талантливые актеры, актрисы, художники, режиссеры – люди искусства. Многие не доживают даже до 50 лет. Так не должно быть…

Это интересно