- ФИО:Крылов Иван Андреевич
- Род занятий:баснописец, поэт, переводчик, издатель, публицист
- Годы жизни: 1769 – 1844
- Возраст:75 лет
- Причина смерти:двусторонняя пневмония
- Достижения: написал 236 басен (“Ворона и Лисица”, “Стрекоза и Муравей”, “Лебедь, Рак и Щука”, “Ларчик” и т. д.), которые были изданы в 9-ти прижизненных сборниках. Действительный член Императорской Российской академии. Ординарный академик Петербургской академии наук.
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов отличался чрезмерной тучностью, из-за чего окружающие принимали его за ленивого человека, напрочь лишенного эмоций и чувств. Но первое впечатление всегда оказывалось обманчивым, ведь писатель чутко понимал мир и внимательно относился к людям, подмечая в них малейшие недостатки. Его басни стали тому лучшим подтверждением.
«Быть сильным хорошо,Быть умным лучше вдвое»
Детство и юность
Поэт родился 13 февраля 1769 г. в Москве. Он был сыном армейского офицера Андрея Прохоровича Крылова и его супруги Марии Алексеевны.
Семья будущего баснописца считалась небогатой. Вскоре после рождения сына Крыловы переехали из Москвы на Урал, где Андрей Прохорович получил должность армейского капитана в Яицкой крепости. В 1773 г. это место стало одним из центров Пугачевского восстания. Спасаясь от бунтовщиков, Мария Алексеевна с сыном выехала в Оренбург, но вскоре город оказался в осаде.
В окруженном Оренбурге быстро закончилось продовольствие, маленькому Ивану пришлось голодать. Видимо, именно тогда у него появилась неудержимая тяга к еде, которая преследовала баснописца всю жизнь и стала объектом для постоянных шуток над ним со стороны окружающих.
После подавления Пугачевского бунта Иван Прохорович подал в отставку и перевез семью в Тверь, где устроился на гражданскую службу. Новая должность денег не приносила, и Крыловы постоянно нуждались. Чтобы помочь родителям, Иван в восьмилетнем возрасте начал работать помощником канцеляриста в уездном суде.
В 1778 г. Андрей Прохорович скончался, оставив жену и детей (кроме Ивана в семье подрастал младший сын Лев) в нищете. Денег, которые зарабатывал будущий поэт, катастрофически не хватало.
Бедность не позволила Крылову получить хорошее образование. Грамоту он освоил по отцовским книгам, которых у того остался целый сундук, а французский язык — благодаря тверским помещикам Львовым, позволившим мальчику присутствовать на домашних уроках своих детей.
В поисках лучшей жизни Крыловы в 1783 г. переехали в Санкт-Петербург, где 14-летний Иван стал работать приказным служителем в казенной палате. Одновременно с этим парень усиленно занимался самообразованием: читал книги русских и европейских авторов, интересовался историей и философией, учил иностранные языки (кроме французского он освоил английский, итальянский и немецкий), практиковался в рисовании и игре на музыкальных инструментах.
Его никто не назовет лучшим, первейшим нашим поэтом; но, конечно, он долго останется известнейшим, любимейшим из них
Филипп Вигель, мемуарист
Творчество
Первым литературным опытом для Крылова стала небольшая сатирическая опера “Кофейница”, сочиненная им в 15-летнем возрасте.
В декабре 1786 г. в журнале “Лекарство от скуки и забот” была напечатана эпиграмма, начинавшаяся строками “Ты здравым хвалишься умом везде бесстыдно, Но здравого ума в делах твоих не видно” и подписанная “И. Кр.”. Она стала первым опубликованным произведением юного поэта.
Как баснописец Крылов проявил себя в 1788 г., напечатав в журнале “Утренние часы” свои первые басни “Судьба игроков”, “Стыдливый игрок” и “Новопожалованный осел”. Ранние произведения Ивана Андреевича не произвели впечатления ни на читателей, ни на публику. В них было много сарказма и едкости, но мастерства, свойственного более поздним творениям автора, явно недоставало.
В 1789 году 20-летний Крылов приступил к изданию ежемесячного сатирического журнала “Почта духов”, в котором, прикрываясь фантастическим сюжетом, высмеивал общественные пороки. Из-за небольшого количества подписчиков журнал через 8 месяцев закрылся, но свое дело сделал — слава о Крылове как о талантливом сатирике разнеслась по всему Петербургу.
Через несколько лет после закрытия “Почты духов” поэт приступил к изданию своего второго журнала — “Зритель”. Его едкая сатира сразу же пришлась по душе публике, но не понравилась властям. В доме у издателя был произведен обыск, после которого журнал закрыли. Крылову пришлось несколько лет скрываться за границей.
В 1797 г. поэт вернулся на родину и поступил на службу в качестве домашнего учителя и личного секретаря к князю Сергею Федоровичу Голицыну. В этот период он написал для голицынского домашнего театра шуто-трагедию “Триумф” и комедию интриги “Пирог”.
Самый плодотворный этап в творчестве Крылова начался в 1805 г., когда он познакомился с баснописцем Иваном Дмитриевым и, прислушавшись к его совету, перевел с французского языка несколько басен Лафонтена. Дмитриев высоко оценил творчество Крылова, заявив, что сочинение нравоучительных произведений — его призвание.
С этого момента Иван Андреевич сосредотачивается на создании басен. Из-под его пера выходят “Волк на псарне”, “Демьянова уха”, “Тришкин кафтан” и прочие произведения, обеспечившие ему славу непревзойденного баснописца. Крылов написал более 200 басен, которые при его жизни были изданы в девяти сборниках.
Басни… читают и литератор, и купец, и светский человек, и дама, и горничная, и дети… …ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев
Александр Сергеевич Пушкин
Достижения
В 1811 г. Ивану Андреевичу было предоставлено членство в Петербургской академии наук. В 1823 г. за литературные заслуги поэту была пожалована золотая медаль академии, а незадолго до смерти присвоено звание ординарного академика.
Крылов был обладателем Императорского ордена Св. Анны и Императорского и Царского ордена Св. Станислава.
Личная жизнь
Иван Андреевич никогда официально не женился. Известно, что в молодости он был влюблен в дочь священника Анну, но родители девушки отказались выдавать ее замуж за бедного поэта.
По воспоминаниям современников, баснописец жил в гражданском браке со своей кухаркой Феней. Вступить с ней в законные отношения он не мог, боясь осуждения общества.
У Фени была дочь Александра, отцом которой, по всей видимости, был Крылов. Поэт активно участвовал в жизни девушки, оплатил ее обучение в пансионе, а когда она вышла замуж, дал за нее богатое приданое. Перед смертью он завещал все свое имущество мужу Александры.
Смерть и похороны
Иван Крылов скончался 21 ноября 1844 года на 76-м году жизни. После смерти баснописца появились слухи, будто он умер от заворота кишок, наступившего в результате переедания. На самом деле причиной ухода из жизни Ивана Андреевича стало двустороннее воспаление легких.
Писателя похоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Попрощаться с ним пришел весь высший свет столицы. Каждый, кто присутствовал на похоронах, получил в память о Крылове сборник его басен с надписью “Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию”.
Интересные факты
- Крылов очень любил поесть и за один присест мог проглотить огромное количество пищи. Однажды он опоздал на званый обед, и хозяин в качестве наказания приказал подать ему порцию макарон, которую не под силу было съесть двум взрослым мужчинам. К изумлению окружающих, поэт с легкостью расправился с подношением, после чего приступил к поглощению других блюд на столе.
- Неуемная тяга к еде отразилась на внешности поэта. Его вес составлял 168 кг.
- В повседневной жизни баснописец был необычайно неряшлив. Он явился на прием к императрице в дырявых сапогах, в одном из которых торчал палец.
- Крылова необъяснимой силой влекло к пожарам. Если он слышал, что где-то в городе горит дом, он отправлялся туда и не сводил глаз с пламени.
- Баснописца называли бесчувственным человеком. В день смерти своей матери он провел вечер в театре, а когда умирала его гражданская жена Феня — играл с приятелями в карты.
- Любимым местом поэта в доме был диван. На нем он проводил практически все время.
- Иван Андреевич был заядлым игроком в карты. Его имя даже внесли в список картежников, которым запретили на несколько лет въезд в Москву и Петербург.
Избранные басни
- “Ворона и Лисица” (1807)
- “Лисица и Виноград” (1808)
- “Стрекоза и Муравей” (1808)
- “Волк на псарне” (1812)
- “Демьянова уха” (1813)
- “Лебедь, Рак и Щука” (1814)
- “Тришкин кафтан” (1815)