Поэт Владимир Маяковский застрелился 14 апреля 1930 года после разговора со своей возлюбленной Вероникой Полонской. Двумя днями ранее составил записку с коротким завещанием. Об истинных причинах поступка Маяковского можно только догадываться, изучая его последние годы жизни.
Содержание
14 апреля 1930 г. – в эту дату произошло самоубийство Маяковского. Поэт покончил собой в возрасте 37-ми лет. Любимец народа и советской власти застрелился в квартире на Лубянке.
День смерти
В роковой день Владимир Маяковский получил очередной отказ от возлюбленной Вероники Полонской. Длительное время он настаивал на том, чтобы та ушла от мужа, но девушка отказывалась, приводя нелепые отговорки.
Одна из основных версий самоубийства поэта заключается именно в неудаче любовных отношений. По словам Вероники, едва она вышла из комнаты, сказав, что не хочет разводиться, прозвучал роковой выстрел.
Восстановить последовательность действий того дня можно со слов прямого очевидца событий, Вероники Полонской. Она вспоминала следующее: «Владимир заехал за мной на такси в 8:30 утра. Выглядел он очень плохо.
В половине второго я должна ехать на Лубянку, там у меня репетиция с Немировичем-Данченко. Он выругался и сказал, что не отпустит меня из комнаты.
Потом сел на пол и заплакал. Я говорила, что люблю его, но не брошу театр, пообещала поговорить с Яншиным. Владимир забегал по комнате, несколько раз подходил к календарю и письменному столу. Потом сказал, чтобы я шла. Дав мне 20 рублей на такси, закрыл дверь.
Я прошла несколько шагов по коридору и услышала звук выстрела. На ватных ногах вбежала в комнату, Владимир был ещё жив, он лежал на ковре и смотрел на меня пытаясь поднять голову и что-то сказать. Но глаза уже были неживые…».
Такими словами описывает происходящее утром 14 апреля Вероника Витольдовна Полонская, женщина, которая видела Маяковского живым последней.
Предсмертная записка
Из приведённых строк понятно, что автор просит «не сплетничать». Тем не менее, тема одной из сильнейших загадок его жизни постоянно становится предметом разговоров и спекуляций.
Смерть Маяковского можно назвать обдуманным поступком, так как послание к людям было написано за 2 дня до того, как он застрелился. Таким образом, машинальным действием, последующим в результате всплеска эмоций после полученного ответа, его поступок назвать нельзя.
Экспертиза почерка была проведена лишь в 1990 г. Она показала, что строки написаны самим поэтом.
Прощание
Гроб с телом застрелившегося Владимира Маяковского находился в зале клуба писателей. За 3 дня прощания мимо него прошло более 150 000 человек. На снимках, сделанных Ильёй Ильфом, можно определить некоторые знаменитые личности:
- Валентин Катаев;
- Иосиф Уткин;
- Михаил Булгаков;
- Юрий Олеша.
Тело погибшего поэта везли по улицам на открытом бронированном грузовике. Факт того, что при жизни он был твёрдым человеком, решили подтвердить в процессе прощания. Цветы отсутствовали, единственным украшением был металлический венок, собранный из молотов, маховиков и винтов. Особое внимание привлекала надпись: «Железному поэту – железный венок».
Олеша в своём письме Мейерхольду вспоминал события следующим образом: «Похороны произвели колоссальное впечатление. Люди стояли везде: на крышах, заборах, остановках. За гробом шло не меньше 60 000 человек. Когда подошли к крематорию, полицейским пришлось стрелять в воздух, иначе толпа не хотела расступаться. Если бы он знал, как его любят – не застрелился бы…».
Похороны
При жизни поэт просил похоронить его так, как он хочет: кремировать и развеять прах на ветру. Частично просьба была исполнена, тело сожгли в крематории неподалёку от Донского монастыря, но прах сложили в урну и оставили на захоронение в колумбарий Нового Донского кладбища.
Полноценное захоронение праха в землю было произведено лишь 22 мая 1952 г. На этом настояли Лиля Брик и старшая сестра Владимира Людмила. Найти могилу Маяковского можно на Новодевичьем кладбище.
Перед кремацией мозг поэта был извлечён и отправлен на исследование в Институт Мозга.
Краткая биография
Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 г. в Багдати, кутаисской губернии (сегодня Западная Грузия). Советский поэт, футурист, драматург, редактор, киносценарист входит в число известнейших личностей XX века.
Детство и юность, учёба
Писатель появился на свет в семье лесничего (Владимира Константиновича), происходившего от запорожских казаков. Мать, Александра Алексеевна Павленко – дочь капитана, служившего в Кубанском военном полку. Кроме Владимира в семье воспитывалось 2 дочери и 2 брата, умерших в раннем возрасте.
В 7 лет отец брал его с собой для верховых объездов. Ребёнок обладал отличной памятью, но не любил заниматься арифметикой, отдавая предпочтение литературе. «Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставлял заучивать стихи», – напишет он через несколько лет.
В 1902 г. с трудом поступает в Кутаисскую гимназию. На втором курсе проявляет способности к рисованию, читает всё, что есть дома, включая газеты. В 1905 г. приобщается к участившимся демонстрациям и митингам. Забрасывает обучение, с натяжкой переходит в четвёртый класс.
В 1906 г. от заражения крови умирает отец. Мать остаётся одна с тремя детьми. Летом этого же года она переезжает в Москву, здесь Владимир продолжает обучение в 5-й классической гимназии.
Учится в одном классе с младшим братом Бориса Пастернака Александром (советский инженер, архитектор, член Российской Академии художественных наук). Пишет свой первый «полустих», публикует его в нелегальной газете «Порыв».
Из-за отсутствия денег для уплаты за обучение исключён из гимназии в марте 1908 г. Получив много свободного времени, ещё больше внимания уделяет революционно настроенной молодёжи. Увлекается политическими книгами К. Маркса и Ф. Энгельса. Вступает в РСДРП (Российскую Социал-демократическую рабочую партию), занимается активной пропагандой. В период с 1908 по 1909 гг. 3 раза попадает в полицию, освобождается, как не достигший несовершеннолетия и действовавший «без разумения».
За время, проведённое под следствием, содержался в разных тюрьмах, предпринял очередную попытку писать стихи, но результатом остался недоволен. После освобождения из тюрьмы выходит из партии, задумывается над дальнейшим образованием. Познакомившись с художницей Евгенией Ланг, увлекается живописью.
Поступает в подготовительную студию Жуковского и Келина. В 1911 г. начинает обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Здесь у него появляется новый друг, Давид Бурлюк. Прочитав стихи Маяковского, он был поражён, назвав его «гениальным поэтом». После этих слов Владимир всерьёз задумался о поэзии. В 1912 г. в футуристическом сборнике «пощёчина общественному вкусу» опубликовано первое легальное стихотворение Владимира Маяковского, называвшееся «Ночь».
Группой из нескольких человек, студенты (Маяковский, Бурлюк, Хлебников, Кручёных) создают литературно-художественный коллектив футуристов «Гилей». В своих произведения откровенно критикую власть, выступают с пропагандирующими лозунгами в «не очень вежливом тоне».
Постепенно их сочинения распространяются по различным газетам и журналам. На просьбу директора училища прекратить «этот балаган» отвечают отказом, в результате оказываются в числе отчисленных.
В тему: Как умер Аркадий Гайдар.
Популярность
В 1914 г. вместе с Бурлюком и группой единомышленников гастролирует по стране, пропагандируя стихи «знаменитых футуристов». После возвращения публикует несколько сборников, в том числе и поэмы: «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Человек» (1916–1917).
В дни Октябрьской революции находился в Смольном, так как один из первых отозвался на призыв новой власти к сотрудничеству. Принимал участие во всех совещаниях и собраниях культурных деятелей. Публикует произведения: «Наш марш» и «Ода революции».
В 1918 г. впервые выступает на сцене с «Левым маршем». В марте следующего года сотрудничает с РОСТА (Российским телеграфным агентством), занимается оформлением агитационных плакатов. Публикует своё дебютное собрание сочинений.
Период Гражданской войны Владимир Маяковский называл лучшим временем в своей жизни. С 1922 по 1924 гг. совершает несколько поездок за границу. Выступает во Франции, Латвии, Германии, Гаване, Мексике.
Послереволюционный период творческой деятельности поэта характеризует его, как одного из самых востребованных деятелей культуры новой эпохи. Активно сотрудничает с ведущими изданиями: «Известия», «КП», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил». Пробовал себя в роли кинорежиссёра, сценариста, актёра.
Угасание творческой деятельности Маяковского произошло быстро. Поэт ощущает несовпадение своих внутренних принципов с окружающим. Написанная в 1928 г. пьеса «Клоп» не приносит ожидаемого результата. Последующая за ней «Баня» и вовсе расценивается, как посягательство на советские устои, из-за чего запрещают выезжать за границу.
Критика в его адрес распространялась не только со стороны партийного руководства, но и коллег: Б. Пастернака, В. Катаева, М. Светлова.
Друзья, знакомые
Давид Бурлюк стал первым настоящим другом и соратником в борьбе. Именно он открыл в Маяковском талант поэта, призвав к саморазвитию этого дара.
Сам «отец русского футуризма» вспоминает первую встречу таким словами: «Какой-то нечёсаный, немытый, с эффектным красивым лицом апаша, верзила преследовал меня своими шутками и остротами. Дошло даже до того, что я был готов перейти к кулачному бою, тем более что тогда я, увлекаясь атлетикой и системой Мюллера, имел некоторые шансы во встрече с голенастым, огромным юношей в пыльной бархатной блузе с пылающими, насмешливыми чёрными глазами».
Ещё одним близким другом Маяковского был писатель и литературный критик Осип Брик.
В очерке Лилии Юрьевны Брик «Воспоминания об Осипе Брике» об их отношениях написано так: «Я рассказала всё и сказала, что немедленно уйду от Володи, если ему, Осе, это тяжело. Ося был очень серьёзен и ответил мне, что “уйти от Володи нельзя, но только об одном прошу тебя – давай никогда не расстанемся”. Я ответила, что этого у меня и в мыслях не было. Так оно и получилось: мы жили вместе с Осей. Была Володиной женой, изменяла ему также, как он изменял мне, тут мы с ним в расчёте… “Я” и “жизнь” для Володи были синонимами».
Ввиду своего жизненного стремления к политической агитации, в годы популярности Владимир Маяковский был в дружеских отношениях со многими политическими деятелями эпохи. Например, часто играл в бильярд с первым наркомом просвещения РСФСР А. В. Луначарским.
Последний год жизни
1930 г. был не слишком успешным. На протяжении длительного времени в биографии встречались неприятные инциденты, негативно влияющие на самочувствие и душевное состояние. Из наиболее серьёзных факторов, которые вполне могут расцениваться, как причина смерти Маяковского, можно отметить несколько:
- Проблемы на личном фронте. Нескладывающиеся отношения с Вероникой Полонской и разлад с Лилей Брик.
- Жёсткая критика последних лет. Газеты уверяли, что автор «исписался». На последней встрече с читателями в его адрес было произнесено много нелестных отзывов. Происходило это 12 апреля, в день написания предсмертной записки.
- Проблемы со здоровьем, отвлекающие писателя от творческой работы. Существует мнение, что Маяковский из-за беспорядочных связей с женщинами заболел венерической болезнью, которая стала причиной самоубийства. Однако, историки отвергают версию из-за того, что отсутствует документальное доказательство.
- Ещё один вариант – убийство, выполненное из-за его бунтарского нрава. Органы власти просто побоялись, что рано или поздно Маяковский изменит свои идеологические взгляды, и может стать опасным противником. Данный факт был опровергнут после криминалистической экспертизы, доказавшей, что поэт застрелился сам.
У Маяковского всегда были пистолеты – поэт отличался страстью к оружию. У него было разрешение на Velo-Dog (карманный револьвер), Mauser, Bayard и Browning. Лиля Брик как-то сказала, что Владимир обязательно однажды покончит с собой, такой уж у него характер.
В результате так и произошло. Оружием, из которого застрелился Маяковский, стал маузер. Его нашли рядом с телом. Впоследствии пистолет пропал, как и гильза, и пуля от него.
Проблемы в личной жизни
Нестабильность в личной жизни и потеря взаимопонимания с Вероникой вполне могут расцениваться как очередная версия подтолкнувших к самоубийству обстоятельств. Владимир влюблялся много раз. Индивидуальность характера заключалась в том, что развитие романов происходило стремительно.
Продолжение могло растянуться на 1–2 месяца или на несколько лет. Однако законной избранницей не стала ни одна:
- Лиля Лавинская – мать внебрачного сына, скульптора Глеба-Никиты Лавинского;
- Лиля Брик – муза, поддерживающая его на протяжении всей жизни;
- Элли Джонс (Элизабет Зиберт) – русская эмигрантка, мать дочери поэта Элен Патрисии;
- Софья Шамардина и Наталья Брюханенко до самой смерти поддерживали дружеские отношения с Лилей Брик;
- Татьяна Яковлева (русская эмигрантка) – проживала в Париже, к ней Владимир пытался уехать в конце 1929 г., но из-за проблем с визой у него не получилось это сделать;
- Вероника Полонская – последняя муза автора.
В тему: Жизнь и смерть детской писательницы Туве Янссон.
Отношения с Вероникой Полонской
Романы с несвободными женщинами можно назвать злым роком, преследовавшем поэта на протяжении всей короткой жизни. Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская – ни одна из них не принадлежала ему полностью.
В момент знакомства автору было 36, артистке МХАТа 21. В тот миг она являлась дебютанткой в кино, снимаясь в фильме Лили Брик и В. Жемчужного «Стеклянный глаз».
Между ними моментально разгорелся роман, накал которого был таким, что юная девушка иногда не могла справиться с нахлынувшими эмоциями. Однако ничего хорошего он не предвещал: постоянно взбудораженный на грани нервного срыва Владимир мучил её ревностью и требованием уйти от мужа. Вероника боялась этого поступка, так как стабильная жизнь с хорошим актёром Михаилом Яншиным прельщала её больше, чем искромётный роман с Маяковским, у которого совершенно ничего не было.
Известные произведения
Творчество поэта расцвело после Октябрьской революции. За 5 лет до неё он написал 1 том поэм, а за 12 после 1917 г. составил 11 сборников.
- «Облако в штанах».
- «Во весь голос».
- «Лиличка!».
- «Послушайте!».
- «Нате!».
- «Что такое хорошо и что такое плохо».
- «Паспорт».
Передачи, фильмы, книги о герое
Личность и произведения Маяковского называют ядовитейшей сатирой. Тем не менее, они входят в классику отечественной литературы, а сам автор считается крупнейшим поэтом XX века.
Книги, памяти поэта:
- «Воскресение Маяковского», Ю. Карабчиевский.
- «В том, что умираю, не вините никого…» Следственное дело, документальная хроника, воспоминания современников. Составлено С. Стрижнёвой.
- «Маяковский: pro et contra», В. Дядичев.
- «Владимир Маяковский и его круг», Бенгт Янгфельдт.
- «Политическая биография», Е. Лобков.
Документальные фильмы и передачи:
- «Я сам, и моя Революция» (1969).
- «Маяковский с нами» (1983).
- «Владимир Маяковский» (1982).
- «Чёрная Лиля. Злой гений Маяковского», (н/д).
В 2013 г. снят 8-серийный сериал «Маяковский. Два дня», в котором главную роль исполняет А. Чернышов, а Давида Бурлюка – Д. Нагиев.
Стремительный уход из жизни Владмира Маяковского привёл весь советский бомонд того времени в такое замешательство, что это отобразилось в некоторых произведениях.
Например, Ильф описывал приключения Бендера, попавшего на похороны Маяковского, испрашивающего у полицейского: «Почему такой беспорядок?». И получил ответ: «Так великого поэта хороним. Редко бывает, но теперь будем знать». Здесь не учтено единственное – великие поэты появляются 1 раз в 100 лет.