Когда и почему скончался создатель «Брата» Алексей Балабанов

Алексей Балабанов

Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 г. Причиной смерти стал сердечный приступ. Трагедия произошла в период его нахождения в санатории «Дюны». Создатель «Брата», «Брата 2» и ряда других культовых картин умер на 55-м году жизни.

Дата и причина смерти

Острая сердечная недостаточность стала причиной смерти Алексея Балабанова. Трагедия произошла в санатории «Дюны», расположенном в Сестрорецке (внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района СПб). Туда режиссёр прибыл в надежде восстановить своё подорванное здоровье.

По информации, полученной от близких Балабанова, в последнее время тот жаловался на боль в почках и печени. Тем не менее, в больницу он не обращался, продолжая работу над очередным сценарием. По настоянию друзей и родных Алексей всё-таки согласился пройти курс восстановительного лечения в Сестрорецке.

По словам сотрудников учреждения, 18 мая 2013 г. в 12 часов он сходил на обед, после чего продолжил работу над сценарием. Около 16 часов он потерял сознание и упал в обморок. Прибывший врач помочь не смог, создатель «Брата» скончался в возрасте 54-х лет.

«Согласно медицинскому заключению, причина смерти – острая сердечная недостаточность. В последнее время он плохо себя чувствовал, но умер именно из-за сердечного приступа. Никакое сердце не выдержит таких мощных нагрузок, он очень много работал», – сообщает «Интерфакс», ссылаясь на источник из «Ленфильма».

Где похоронен

По завещанию покойного гражданская панихида не проводилась. Русский Тарантино (как называли его поклонники), не любивший почестей при жизни, просил отправить его в последний путь без торжественных мероприятий. Назначенная ранее официальная церемония прощания в «Ленфильме» была отменена.

Отпевание проходило 21 мая в Князь-Владимирском соборе на ул. Блохина, после чего гроб с телом доставили на Смоленское кладбище, где произошло захоронение.

Могила Алексея Балабанова мало чем отличается от находящихся рядом. Немного покосившийся деревянный крест, небольшой каменный памятник с фотографией, инициалами и датой смерти.

Могила Алексея Балабанова

Через 3 года после похорон несколько корреспондентов КП в беседе с сыном Фёдором задали вопрос: «Почему на могиле отца до сих пор стоит временный крест?» В ответ они получили следующее изречение: «Крутая могила?.. Не знаю, в этом ли счастье, в этом ли смысл. Захоронение такое, какое есть… Мне кажется, папа сам себе воздвиг достойный памятник ещё при жизни – это его фильмы».

Другой коллега из «Ленфильма» согласился с высказыванием сына, подчеркнув, «Не стоит судить строго… Я уверен, что это была Лёшина воля. Он не хотел, чтобы из него делали «человека-мемориал». И даже говорил, что хочет скромную могилу. Это просто уважение воли покойного».

Краткая биография

Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске (Екатеринбурге). Советско-российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер награждён премией «Ника» за картину «Про уродов и людей». Он является автором работ, ставших культовыми: «Брат», «Брат 2», «Война», «Жмурки». Известен как самый правдивый, загадочный и противоречивый постановщик российского кинематографа.

Детство и юность, учёба

Алексей родился в студенческой семье. Отец заканчивал юридический факультет, мать была на последнем курсе медицинского. Воспитанию мальчика время практически не уделялось, что отразилось на его характере.

Сам он об этом рассказывал следующее: «Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал прохожих. Играл в карты». По настоянию мамы со второго класса стал заниматься углублённым изучением английского языка.

Получив школьный диплом, по рекомендации родителей становится студентом переводческого факультета Горьковского педагогического института иностранных языков. В 1980 г. попадает на шестимесячную стажировку в Англию.

В 1981 г., завершив обучение, призывается в армию. Получив возможность выбора: служба в Эфиопии или в авиации с полётами на Ближний Восток, отдаёт предпочтение второму. За период службы побывал в Анголе, Эфиопии, Экваториальной Гвинее, Сирии.

Позже, в беседе с репортёром журнала «Медведь», Алексей Балабанов рассказывал, что познакомился с войной именно в этот период. В машине опытные солдаты сажали его позади водителя: «Чтобы прикрыться». Сначала такой поступок воспринимался циничным, позже – рациональным.

В тему: Биография и причина смерти генерала Лебедя.

За несколько месяцев до демобилизации Балабанова увольняют из авиации за неоднократные нарушения:

  • Опоздание на рейс в Венгрии.
  • Покупку музыкальных пластинок.
  • Распространение анекдотов про Брежнева.

Парень попадает в ВМФ, на рижскую верфь, специализирующуюся на ремонте подводных лодок. С того момента любимой одеждой Балабанова становится морская тельняшка.

Вернувшись из армии в 1983 г., по рекомендации отца поступает в московский ВГИК. Но после первого экзамена, по собственной инициативе, забирает документы и возвращается в родной город. Здесь он находит работу на Свердловской киностудии.

Должность третьего помощника режиссёра (самая низкая) подразумевала частые разъезды по всей территории Союза. Свободное время проводит в местном рок-клубе, где знакомится с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким (основатели группы Nautilus Pompilius).

В 1987 г. поступает на столичные Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Через 3 года получает диплом и переезжает в Ленинград. Здесь устраивается в «Ленфильм», где и начинается карьерный рост.

Популярность

В 1992 г. совместно с Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и «Ленфильмом» учреждает кинокомпанию «СТВ», на которой впоследствии выходит большинство его фильмов. Всероссийская популярность приходит в 1997 г., когда при ограниченном бюджете и всего за 31 день Балабанов снимает боевик про бандитов «Брат», ставший культовым. В картине Алексей выступает в роли сценариста и режиссёра. Кино получило 7 международных наград.

Через год, в 1998 г., снимает «Про уродов и людей», сюжет которого был задуман ещё в 1993 г. Провокационная картина стала причиной того, что режиссёр не мог найти инвесторов для съёмок.

В результате, сняв бюджетного «Брата» и поездив по международным кинофестивалям, приобрёл положительную репутацию, что отразилось и на отношении спонсоров. Фильм также удостоен многочисленных наград и призов. В 2000 г. выходит ожидаемая вторая часть «Брата».

В 2002 г. снимается «Война», получившая неоднозначные отзывы, связанные с неполиткорректным восприятием происходящего на Кавказе в период Второй Чеченской войны.

На какое-то время Балабанов отступает от намеченной траектории и снимает менее сложные картины, в которых прослеживается нотка юмора.

В 2007 г. на экраны выходит российская драма о жёстких нравах провинциального города на эпохе заката существования Советского Союза. Фильм встречается неоднозначно:

  • На «Кинотавре» удостаивается приза Гильдии российских кинокритиков, но вручение награды увенчалось скандалом.
  • В некоторых регионах снимается с показа из-за обилия жестоких сцен.

Каждая работа Балабанова – оригинальное творение с вложенной частицей души. Ни одна из них не осталась незамеченной зрителями и кинокритиками. Их могло быть ещё больше, если бы Алексей уделял внимание своему здоровью.

Друзья, знакомые

По воспоминаниям Балабанова, в школьные годы он дружил с Евгением Гренбургом (врач, музыкант, предприниматель, президент СК «Динамо-Хоккей на траве», организатор и директор ежегодного фестиваля «Старый новый рок»). В средних классах парни организовали рок-группу «Кери», где Алексей выступал в роли гитариста.

Позже, уже после армии, знакомится с парнями-музыкантами из «Наутилуса». Новые друзья несколько раз снимались в его работах. Они знакомят начинающего кинорежиссёра с другими участниками «Свердловского рок-клуба»:

  • «Смысловые галлюцинации».
  • «Агата Кристи».
  • «Настя».

В тему: Причина смерти гениального режиссёра – Галины Волчок.

Из людей, связанных с кинематографом, поддерживал дружеские отношения со следующими:

  • С. Сельянов.
  • А. Кончаловский.
  • Н. Михалков.
  • С. Бодров.
  • В. Сухоруков.
  • С. Письмеченко.
  • С. Маковецкий.

Алексей Балабанов с Сергеем Бодровым

Личная жизнь

Женат 2 раза. От каждого брака есть дети:

  • В первом Ирина родила Фёдора.
  • Вторая жена – Надежда Васильева, родила Петра.

Оба ребёнка носят фамилию отца.

Чем занимаются близкие родственники

Информации о менее известных членах семьи Алексея Балабанова немного:

  • Старший сын Фёдор получил экономическое образование. В беседе с репортёром «КП» в 2016 г. заявлял, что собирается пойти по стопам отца и всерьёз заняться продюсерской деятельностью.
  • Младший сын Пётр снялся в картине отца «Я тоже хочу». Чем занимается сегодня – неизвестно.
  • Надежда Васильева продолжает работать художником по костюмам в «Ленфильме». В 2017 г. неоднократно появлялась на экране в ходе презентации моделей из нашумевшего фильма «Матильда».

Надежда Васильева

Фильмография

Из обилия работ Алексей Балабанова можно выделить несколько картин, ставших культовыми:

  • «Брат» – 1997 г.
  • «Про уродов и людей» – 1998 г.
  • «Брат 2» – 2000 г.
  • «Война» – 2002 г.
  • «Жмурки» – 2005 г.
  • «Мне не больно» – 2006 г.
  • «Груз 200» – 2007 г.
  • «Кочегар» – 2010 г.
  • «Я тоже хочу» – 2012 г.

В ближайшей перспективе продюсер рассматривал создание фильмов о молодых годах Сталина и проекта «Мой брат умер». Сценарий остался недописанным, завершить его он не успел.

Передачи, фильмы, книги о герое

Алексей Балабанов неоднократно говорил о том, что с 1981 г. ведёт дневники. Находятся они у Надежды Васильевой. По рассказам женщины, она несколько раз перечитывает эмоциональные повествования об отдельных периодах жизни покойного мужа.

Максимальный эффект производит описание нахождения подростка на войне. Вдова режиссёра рассматривала вариант их использования для сценария отдельного фильма, но была отговорена другом семьи Сергеем Сельяновым.

Перед пятилетней годовщиной гибели на YouTube вышла документальная картина блогера Юрия Дудя, названная «Балабанов – гениальный русский режиссёр».

Его называют одним из самых выдающихся режиссёров российского кинематографа. Вот как отзывается, знавший его лично, автор еженедельника «АиФ» Сергей Грачёв, – «Молчаливый, угрюмый. Неизменно в потрёпанной тельняшке. Он снимал разножанровое кино. Разным был и в жизни».

28 февраля 2020
Комментировать
399 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно